Американская болезнь

Раввин Шмуэль БОТЕАХ

Соединенные Штаты остаются ведущей державой, но их могущество и влияние подточено, и граждане страны пока не нашли адекватные ответы на вызовы современного быстро меняющегося мира

ФАСТ-ФУД И ПОП-КУЛЬТУРА

Америка выглядит уставшей. Соз­дается впечатление, что ее силы и воля к триумфу подорваны. Апатия и без­различие поражает живой организм нации. Мы, американцы, пытаемся бе­жать от наболевших проблем, будучи не в силах решить их.

С экономической точки зрения мы погрязли в немыслимых долгах. На­циональный дефицит таков, что каж­дый новорожденный американец уже задолжал государству 33 тысяч долла­ров.

 

 

Однако, по мнению экономистов, триллионы долларов, выделенные Центробанком на стабилизацию бан­ковской системы - гроши по срав­нению с теми суммами, которые по­требуются в ближайшее время для спасения государственных и муни­ципальных структур от неминуемого банкротства, вызванного непомерной расточительностью центральных и местных властей. Как сообщает жур­нал Forbes, долги одного лишь нью-йоркского муниципалитета состав­ляют 64800 млн долларов, или 7760 долларов - на одного жителя города.

В вопросе прав человека, одном из принципиальных для Америки, не на­блюдается ни малейшего продвиже­ния. Китайцы сумели добиться, что церемонию присвоения Нобелевской премии китайскому диссиденту Лю Сяобо бойкотировали 18 государств, в том числе и те, что напрямую зависят от США, вроде Ирака и Афганистана. Что значительно хуже - китайцы обго­няют нас в развитии. Поощряя такие качества, как бережливость, трудолю­бие, тяга к образованию и инициати­ва, которые некогда сделали Америку передовой державой мира, они обхо­дят нас в различных областях жизни, в то время как мы становимся все более ленивыми и невежественными.

Вместо того чтобы посвящать себя индивидуальному развитию и самосовершенствованию, американцы одержимы навязчивой идеей того, как изменить жизнь других народов. Виртуальное общение превратилось в главный смысл жизни. Сайты со­циальных сетей в интернете заполне­ны лишенного всякого смысла кон­тактами между людьми, которые не видели друг друга десятилетиями, а возможно, вообще никогда не встре­чались. Молодежь буквально погрязла в виртуальном пространстве, демон­стративно выставляя напоказ свои пристрастия, комплексы, извращения и разного рода психические расстрой­ства.

Исследователь Нильсен указыва­ет, что активность в социальных се­тях возросла в среднем с трех часов в день в 2008 году до пяти с половиной в 2009-м. Реалити-шоу обрели поис­тине чудовищные масштабы, приводя к общественной патологии: миллио­ны американцев готовы к публично­му самоунижению и самоистязанию в прямом эфире, чтобы привлечь к себе внимание и попытаться сорвать куш. Получают распространения все­возможные социальные извращения - прямой результат воздействия на умы средств массовой информации. Так, например, несовершеннолетние девочки стремятся забеременеть, для того чтобы получить возможность вы­ступить в телепрограммах типа Teen Mom и Sixteen and Pregnant на канале MTV, фактически принося в жертву свою будущую жизнь за 15 минут со­мнительной известности.

Американская система образования по своим показателям плетется в хво­сте развитого мира. Студенты высших учебных заведений занимают 25-е ме­сто по уровню знаний в математике, 17-е - по научным дисциплинам и 14-е - по количеству читаемой литературы. Мы отстаем от Хорватии, Чешской ре­спублики и Лихтенштейна, в то время как китайцы занимают первое место по чтению книг.

Американские семьи распадаются, и под угрозой - сам институт брака в стране. 40% американцев не видят не­обходимости в создании семьи.

Наши дети растут на фаст-фуде и поп-культуре, насаждаемой телевиде­нием. Отсутствие питательных веществ в рационе приводит к систематическо­му недоеданию и, как следствие, к по­требности постоянного приема пищи. Люди едят, не насыщаясь, и в резуль­тате молодое поколение американцев охвачено эпидемией ожирения.

Эта потребность не проходит со взрослением: подростки, а потом уже и зрелые люди испытывают необхо­димость без устали поглощать пищу, не пытаясь даже спросить себя, что за бездонная бочка их собственный желу­док, который никогда не наполняется.

СТРАНА В ДЕПРЕССИИ

Но еще более серьезно американ­ское недомогание проявляется даже не на физическом, а на психологическом уровне. Среди населения галопирую­щими темпами растет депрессия. Это выглядит поразительным, но факт: страна с крупнейшей экономикой и одним из самых высоких стандартов жизни потребляет три четверти про­изводимых в мире антидепрессантов.

Каждая третья американская женщи­на страдает депрессией в той или иной степени. При этом главным лекар­ством от депрессии остается шопинг, и это объясняет, почему даже покупая в кредит мы не можем удовлетворить свои безудержные потребности.

По данным исследования Shopper-Trak.com, в «черную пятницу» 2010 года миллионы американцев пришли к магазинам еще до восхода солнца, чтобы занять очередь и купить вещи, в которых они, возможно, и не нужда­ются вовсе, только потому, что в этот день делается 20-процентная скидка на товары.

Мне могут сказать, что это не столь уже страшные проблемы. Ну, это смо­тря с чем сравнивать... Конечно, по сравнению с Гражданской войной, когда мы безжалостно вырезали друг друга, выжигая целые города, все это и в самом деле не такая уж проблема. В годы Великой депрессии четверть населения была без работы, и по сравнению с тем временем мы можем чувствовать себя почти как в раю. Во время Второй мировой войны буду­щее нашей цивилизации вообще на­ходилось под угрозой, а сейчас мы - на пике своего могущества. И, тем не ме­нее, есть одно «но».

Предыдущие кризисы были спро­воцированы конкретной проблемой, которую можно было идентифициро­вать и предложить адекватное лечение, сколь бы болезненным оно не было. Причиной Гражданской войны было рабство, истоком Великой депрессии

-  легкие кредиты и высокие тарифы, виновниками Второй мировой войны

- Гитлер и японская экспансия.

Что же является причиной нынеш­него экономического и духовного кри­зиса Америки? Мы не можем выявить конкретную причину, не можем обо­значить врага, который угрожает на­шему будущему.

ЗАЛОЖНИКИ СОБСТВЕННОГО УСПЕХА

Американцы столкнулись с кру­шением национальных и духовных ценностей. Многие обвиняют во всех бедах близоруких и продажных политиканов. Но большинство на­ших проблем не связаны напрямую с несовершенным государственным управлением и отсутствием правиль­ной финансовой политики. Ситуация значительно сложнее, поскольку речь идет о кардинальном пересмотре на­циональных ценностей, являющихся фундаментом американского обще­ства.

На смену бережливости пришло транжирство, духовным идеалам -культ материального потребления, любознательности и интересу к миру - стремление получить образование, чтобы сделать карьеру, благотвори­тельности и стремлению к обществен­ному благу - эгоцентризм. Принципы подменены харизмой. Сдержанная сила и добродетель оказались вытес­нены тягой к «гламуру», дешевым шоу, умением выгодно продать себя и при­влечь внимание. И над всем этим до­влеет безудержное стремление к день­гам и известности любой ценой.

Америка остается великой державой современности, но ни один народ не смог до сих пор преодолеть искушение богатством и властью. Многие великие государства прошлого становились заложниками собственного успеха, который развращал и деморализовал их. Америка попала в эту же ловушку и должна найти ответ на древний, как мир, вызов, если хочет сохранить свое влияние и могущество.

Пока американцы не осознают угро­жающей им опасности. Процветание и самодовольство подменили тяжелый труд, тяга к роскоши - стремление к познанию.

Чрезмерное изобилие и пресыще­ние, а вовсе не орды варваров стали причиной падения Римской империи, и сегодня Америка столкнулась с той же проблемой, на которую не нашли достойного ответа римляне.

Парадок­сальным образом наши достижения подорвали наши же моральные цен­ности, лишили нас энергии и дина­мизма и грозят стать источником бед в будущем.

Талмуд дает лаконичное объясне­ние этому явлению: когда вы не види­те цели, то начинаете делать то, чего не должны. До сих пор наши цели определялись наши моральными цен­ностями и обязательствами. Теперь единственной целью стало желание успеха и высокого уровня жизни. И не важно, как это достигается: за счет ли соседей, окружения или отказа от соб­ственных этических норм.

ВЕРНУТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Однако надежда не потеряна. Ни одна страна не обладает такой верой в собственные силы и таким умением мобилизовать свои ресурсы в случае опасности, как Америка. И мы в силах трансформировать свое недомогание в источник силы. Для этого надо лишь осознать причину болезни и возро­дить национальные идеалы. Главный из них - дух предприимчивости и тяга к открытиям. Нам необходимы учите­ля, способные пробудить у молодежи интерес к знаниям и миру; правитель­ство, которое поощряло бы предприимчивость и инициативу, а не обла­гало дополнительными налогами тех, кто много и тяжело работает; семьи, которые вкладывают средства и силы в образование детей, а не поощряют их безделье и праздность, балуя совре­менными модными игрушками.

Пас­сивность и стремление к благам лю­бой ценой - злейший враг общества. Если мы хотим сохранить себя как динамичную дееспособную нацию, то должны стимулировать интеллекту­альную, духовную и психологическую активность, а не создавать материаль­ные фетиши.

Во-вторых, мы должны осознать собственные достижения и научиться испытывать благодарность за блага, доставшиеся в наследство от прежних поколений, а не пребывать в состоя­нии вечной неудовлетворенности сво­им уровнем жизни и в погоне за еще большими удовольствиями. Жадность и ненасытность заслоняют от нас под­линные приоритеты.

В-третьих, мы должны возродить те самые добродетели, которые так упорно пытаемся навязать другим. Наилучший способ сделать это - вве­сти обязательный год работы на благо страны или общины сразу после окон­чания средней школы.

Мы должны идентифицировать себя с нашими делами, а не с богат­ством. Это, в первую очередь, - задача религиозных учреждений, которым следует прекратить бесцельно рас­трачивать свои силы на постоянные культурные баталии, а сконцентриро­вать усилия на утверждении забытых идеалов: благородства, достоинства, цельности существования и духовной полноты.

Нам следует вернуть к жизни естественное человеческое общение, которое сосредоточивалось бы вокруг церквей или синагог, общинных цен­тров и добровольческих организаций. Это живое общение, увы, в настоящий момент подменено общением вирту­альным, где люди-призраки заполоня­ют социальные сети, даже не видя и не зная своих собеседников.

Нам нужен день отдыха для всей страны, когда, как в еврейскую суббо­ту, люди прекращают дела, закрывают магазины и проводят время в кругу се­мьи и друзей. Это способ остановиться на минуту и вглядеться в самих себя, осмыслив свои достижения и неудачи и проанализировав свое поведение.

Наконец,  нам  необходимо  учить наших детей гуманистическим цен­ностям, умению  строить  жизнь  на этическом идеале, а не стремлении к бездумному насыщению. Обществен­ные школы должны прививать детям представления о морали, учить их от­личать добро от зла. Это - фундамент любого здорового общества, который все больше подвергается эрозии, гро­зящей разрушить наши достижения.

 

Шмуэль Ботеах - раввин, известный писатель и публицист, проживающий в Нью-Джерси, США.

Перевод Давида Маркова

(«Новости Недели», Израиль, 20 января 2011г.)