Текущий экономический кризис: кто виноват, и что делать?

О том, что нынешний экономический кризис является структурным и его результатом станут качественные изменения во всей мировой экономике, написано

много статей.

Появились и прогнозы относительно того, что следующей трансформацией кризиса (после перехода из разряда финансового в экономический) станет его превращение в социально­политический. Волнения в Исландии, Прибалтике, Франции, Германии и даже избрание Барака Обамы свидетельствуют о том, что перемены назрели.

С тех пор, когда наиболее развитая часть мира перешла в постиндустриальную эру, доминирующей экономической доктриной, вне всякого сомнения, стал консюмеризм (потребление товаров и услуг).

Главной движущей силой в проведении этой политики стали крупные международные корпорации, которые на протяжении последней четверти века терпеливо и скрупулезно взращивали в покупателях культ потребления, тратя на продвижение и маркетинг своих товаров бюджеты, зачастую кратно превосходящие расходы на их разработку и производство. Да, собственно, и продавать стали не столько сами товары или услуги, сколько моду на них.

Компании и корпорации, работающие на потребительский рынок, перестали думать о том, как удовлетворить потребности своих покупателей. Первостепенной задачей стало постоянное формирование новых потребностей, которые потом можно было бы удовлетворить.

Реклама, массовая культура, печатный глянец, кино, индустрия моды и их порождение – всевозможные "идолы молодежи" и "иконы стиля", доходчиво объяснили обывателю, что иметь одну пару ботинок и штанов на сезон – это не солидно для успешного человека. Штаны (читай, машины, телевизоры, яхты и т.д.), говорили они, должны быть определенного цвета и фасона, по которым можно безошибочно определить социальное положение их обладателя. А самое главное, их должно быть много, а менять их следует как можно чаще.

Срок службы товаров — от автомобилей до мобильных телефонов — стремительно сокращался. В порядке вещей отказаться от вполне сносно работающей вещи в пользу новой, более «навороченной» и широко разрекламированной. Все это привело к кризису перепроизводства.

Хотя бросить упрек в покупателей, которым рекламный призыв не лишать себя удовольствий и "жить уже сегодня" пришелся явно по вкусу, не поворачивается язык.

Ведь еще недавно тратить было так приятно, просто. Разве можно себе представить успешного человека без кредитки? ­ А, главное, безопасно. Сами правительства поощряли потребительский ажиотаж, пустив на полную мощь печатные станки и закрывая глаза на многие невинные, как тогда казалось, шалости банков, щедро снабжавших людей деньгами (в виде ссуд и кредитов) на новые и новые покупки. Хотя зачастую такие покупки, не были обеспечены никакими материальными активами клиента.

Кризис застал мир на пике «потребительского безумия», подогревавшегося надуванием многочисленных пузырей, генерирующих для своих участников деньги в почти неограниченных объемах. Рыночная капитализация предприятий стала зачастую определяться не столько реальными активами, сколько наличием раскрученной торговой марки.

В этой горячке никто и не заметил, что дело зашло слишком далеко. Система, основанная на виртуальных деньгах, действовала до поры, пока все соглашались в нее верить.

Внезапная смена настроений – тот самый пресловутый кризис доверия – оставила от нее одни лишь воспоминания и звездную пыль.

Сегодня очевидно, что потребление – по крайней мере, в прежних масштабах – осталось в прошлом. Те, кто сохранил доходы и имел накопления, не спешат тратить хотя бы в силу большой неопределенности в отношении будущего. Другим, кому повезло меньше, тратить попросту нечего.

Подобное состояние высокой неопределенности, скорее всего, не закончится завтра. Чтобы ликвидировать многочисленные накопленные за последние десятилетия дисбалансы в мировой экономике, в том числе огромный переизбыток промышленных мощностей, созданных для удовлетворения все возрастающего потребительского спроса, потребует периода долгой и болезненной ломки. И отчаянные попытки правительств сделать неизбежный переход к новым реалиям, способны лишь сделать этот переход несколько более плавным.

К новым условиям придется адаптироваться и обществу. Понятно, что в экономическом отношении это проявится в упрощение потребления — от пищи и одежды до нравов и отношений.

Однако как уже не раз бывало в истории, реакция общества на кризис может быть бурной. Последствия социального протеста – непременной реакции любого общества на кризис – часто бывали действительно разрушительными (начиная от мирных митингов и кончая революциями и войнами).

Текущий кризис приведет не только к трансформации экономической составляющей жизни современного общества. Более важно, что он приведет к изменению мировоззрения, образа и целей жизни, а также идеалов.

Реклама силами длинноногих моделей с высокой грудью и шелковистыми волосами все еще продолжает продавать «идеальный» образ жизни, соответствовать которому у слишком многих людей уже нет никаких шансов.

Причем, что важно, всего полгода­-год назад эти шансы были, надежда оставалась,поэтому были цели и стимулы.

Это осознание невозможности соответствовать постоянной потребительской гонке чревато серьезным ростом неврозов, депрессий, психической нестабильности. Во что это может вылиться?

Рост алкоголизма как традиционного доступного способа спрятаться от проблем, уйти от действительности, вероятно, будет наблюдаться по всему миру.

Еще один способ компенсировать комплексы, возникающие из­за неспособности соответствовать привычному и культивируемому образу жизни (главные усилия большинства правительств направлены на то, чтобы стимулировать потребление, сделать более доступными кредиты, поддержать привычный образ жизни в кредит) — разного рода уход от действительности.

Возможностей для этого довольно много. Есть разного рода ролевые компьютерные игры, где другая реальность, в которой нет кризиса, а есть все, что душе угодно — от магии до возможности ощутить себя полководцем многомиллионной армии, абсолютным монархом или трактирщиком в средневековой таверне.

Еще одной защитной реакцией может, к сожалению, стать поиск виноватых. Правительство, инородцы, американцы, олигархи, рыжие, лысые  и т.д. — все они потенциальные объекты ненависти. Причем эти настроения будут подогреваться популистскими правительствами, которые будут пользоваться популярностью только потому, что укажут людям виновных в их бедах.

Естественно, что приведенные выше «варианты» решения психологических последствий кризиса приведут только к временному подавлению стресса и все равно проявится у человека в виде проблем со здоровьем либо в общении с другими людьми.

Еще одним из вариантов компенсации неспособности продолжать вести привычный образ жизни постоянного потребления  станет приток людей в традиционные религии и всевозможные секты, куда они потянутся в поисках новых смыслов жизни и идеалов.

Все больше будет появляться «гуру», которые будут тем более успешны, чем убедительнее будут вещать либо о том, что материальное благополучие и способность поменять «Лексус» на «Майбах» не является достойной человека целью, либо будут учить, как это сделать очень легко и просто, используя определенную методику психологического воздействия на сознание.

И вот тут и важно будет умение людей определять, где они действительно получат любовь, истинное сопереживание и практические знания, как преодолеть психологические последствия кризиса, а где им будут давать псевдо знания, направленные на материальное обогащения тех, кто их проповедует.

Как мы знаем успех человека, определяется на разных уровнях, включая и материальный. Стремиться к новым благам – это хорошо, но при этом важно не делать это единственной самоцелью своего развития в данной жизни. Умея ставить реальные цели в материальном мире и планировать путь их достижения (при этом, живя гармонично с собой и окружающим миром на всех уровнях, включая физическое здоровье, социальное здоровье и духовный рост), мы сможем достичь эти цели.

Таким образом, выход из кризиса с точки зрения отдельного человека заключается в переоценке своего понимания успеха в жизни (включая его материальную составляющую, в том числе и в отношении трат), формированию достижимых целей в жизни в целом и в карьере, и построению плана по их достижению.

Желаю всем вам всего самого наилучшего!

Анатолий Тубин

27.02.2009

Примечание: В подготовке материала использованы статьи Максима Бланта (Интернет­ Издание «Ежедневный Журнал») и Владимира Волкова (журнал "Большой Бизнес")